Корзина
Нет отзывов, добавить
Наличие документов
Знак Наличие документов означает, что компания загрузила свидетельство о государственной регистрации для подтверждения своего юридического статуса компании или индивидуального предпринимателя.
+375293363263

Симбиоз в направлениях психологии.

    Симбиоз в направлениях психологии.

    Основные направления в психологии

    Психология как наука занимает двойственное положение и может от­носиться как к гуманитарному, так и естественно-научному знанию. При рас­смотрении внутренней структуры психологического знания стоит выделить когнитивное направление, исследующее в основном содержание и формы по­знавательной психической деятельности; поведенческое направление, кон­центрирующееся на содержании и мотивациях деятельности; глубинную психологию, изучающую бессознательное во всех его проявлениях; гумани­стическую психологию, изучающую взаимосвязь социокультурных условий жизни человека и его психологии и поведения. Естественно, данная система­тизация не является полной, но позволяет получить представление об основ­ных направлениях и школах в психологии.

    Когнитивное направление. Согласно основным идеям когнитивной психологии, решающую роль в поведении человека играют интеллектуаль­ные и мыслительные процессы. Поэтому главной задачей психологии являет­ся исследование процессов приобретения, сохранения и использования чело­веком своих знаний.

    В теории Дж. Келли утверждается, что любое событие, происходящее с любым человеком, открыто для многократного интерпретирования. Поэтому он считает необходимым отказаться от концепции мотивации в объяснении поведения человека. Единственной и достаточной причиной мотивации лю­дей является сам факт жизни и вытекающее из этого факта желание прогно­зировать будущие события. Человек рассматривается как исследователь, ученый. Из этого следует, что:

1) люди, как правило, ориентируются на бу­дущее;

2) активно формируют представление о своем окружении, а не просто пассивно реагируют на него;

3) ни прошлые, ни настоящие события не явля­ются определяющими в поведении человека, а он сам, как правило, контро­лирует события в зависимости от поставленных вопросов и найденных от­ветов (при условии, что он не предпочтет обратное).

    Основной постулат, выдвигаемый Дж. Келли, заключается в утвержде­нии того, что поведение человека (его мысли и поступки) направлено на про­гноз событий. Действия субъекта определяются тем, как он прогнозирует бу­дущие события. В результате диапазон поведения зависит от личностных конструктов, т. е. моделей и систем, при помощи которых происходит восприятие мира. Для каждого человека эти системы носят уникальный харак­тер.

    Личностный конструкт формируется благодаря когнитивным процес­сам анализа сходства и различия. Он состоит из трех элементов. Два элемен­та должны быть похожи друг на друга, они образуют эмерджентный полюс, или полюс сходства. Третий элемент должен отличаться от первых двух, он образует имплицитный полюс, или полюс контраста. С использованием концепции личностного конструкта делается попытка объяснить, как люди интерпретируют и прогнозируют свой жизненный опыт с точки зрения раз­личия и сходства. Выделяются три основных типа конструктов:

1) упреди­телъный конструкт - тип конструкта, который стандартизирует ("упрежда­ет") свои элементы, чтобы они были исключительно в его диапазоне, что по­падает в одну классификацию, исключается из другой;

2) констелляторный конструкт - тип конструкта, который позволяет его элементам принадле­жать одновременно другим сферам, при этом элементы идентифицированы особым образом и фиксированы (стереотипное мышление); 3) предполагаю­щий конструкт - тип конструкта, который позволяет человеку быть откры­тым для нового опыта и принимать альтернативные взгляды на мир.

    Люди разделяются на когнитивно сложных (тех кто:

1) имеет конст­руктную систему, содержащую четко дифференцированные конструкты; 

2) может четко отличать себя от других;

3) способен прогнозировать поведе­ние других;

4) рассматривает других по многим категориям)

    и когнитивно простых (тех кто:

1) имеет конструктную систему, в которой неясны разли­чия между конструктами;

2) затрудняется отличать себя от других;

3) не спо­собен прогнозировать поведение других;

4) рассматривает других по не­большому числу категорий).

    Выбор модели поведения определяется как безопасный при использо­вании конструкта определения (на основе прошлого опыта) либо как риск при использовании конструкта расширения. Последний позволяет с большей вероятностью расширить понимание событий человеком, вместе с тем, он увеличивает диапазон прогностических ошибок.

    Теория личностных конструктов утверждает, что человек одновремен­но является и свободным, и зависимым от своего собственного поведения. Свобода проявляется в выборе решений и интерпретации событий, зависи­мость - в следовании ранее выработанным конструктам. Сделав выбор, чело­век перестает быть свободным. С другой стороны, это не окончательная, раз и навсегда закрепленная, модель поведения. Субъект может интерпретиро­вать ситуацию с других позиций, тем самым снова получив свободу выбора.

    В начале XX в. группа немецких психологов, так называемая вюрц­бургская школа, представителями которой были О. Кюльпе, А. Майер, А. Мессер, впервые сделала мышление предметом специального экспери­ментального исследования. Испытуемые должны были сообщать не о качест­ве воздействующих раздражителей, а о мыслительной деятельности, вызы­ваемой раздражителями. Ставилась задача - найти особые элементы мышле­ния, определить и классифицировать их. Изучалась также динамика мышле­ния. Был сделан вывод о том, что "переживание отношений" является основ­ным элементом мышления, причем эти отношения лишены чувственно-наглядного характера. Мышление отделялось от чувственной ступени позна­ния. Предлагалась следующая классификация мыслей: 1) осознание правила; 2) осознание отношений между идеями и понятиями; 3) комплексные воспо­минания. Работы ученых вюрцбургской школы заложили основы для разде­ления умственной деятельности и процесса мышления. В предмет психоло­гии были введены новые элементы - осознание значений и отношений.

    Ассоциативная психология. Это направление развивалось в рамках когнитивной психологии. В ней представления об универсальных законо­мерностях психической жизни человека связывались с принципом ассоциа­ций, т. е. образованием и актуализацией связей между представлениями ("идеями"). Данное направление получило широкое распространение в XVII — XVIII вв. Был сформулирован основной закон ассоциаций: ассоциация тем прочнее и вернее, чем чаще она повторяется. Выделялось четыре вида ассо­циаций:

1) по сходству; 

2) по контрасту; 

3) по близости во времени или в пространстве; 

4) по отношению причинности.

    В работах Дж. С. Милля, Д. Милля, А. Бэна (XIX в.) ассоциация при­знавалась основной структурной единицей психического. Рациональное сво­дилось к чувственному, отсутствовал анализ субъекта, его деятельности, ак­тивности. Ощущения и их копии (простые идеи) рассматривались как един­ственная реальность. Сложные образования сознания принимались за ассо­циацию идей. Содержание мышления сводилось к характеристике элемен­тарных явлений - простых идей и их разнообразных отношений. Задачей психологии стало выяснение отношений между простыми идеями и опреде­ление законов ассоциаций, по которым сложные идеи создаются из простых. Предполагалось, что сложные идеи, хотя они и возникают путем абстракции и обобщения, остаются для сознания суммой простых идей, меняется лишь их группировка и не происходит никакого обогащения или углубления по­знания.

    Вопрос о репродукции идей был одним из основных вопросов ассоциа­тивной теории. Считалось, что движение мысли зависит от того, какие идеи и в каком порядке будут репродуцироваться из запасов памяти.

    Все проявления умственной деятельности сводились к "первичным" свойствам ума: сознанию разницы, сознанию сходства и удержанию (памя­ти). Действие этих свойств происходит совместно. В каждом акте познания сопоставляются два явления и познаются их отношения. Процесс отождеств­ления, подразумеваемый сходством, служит средством умственного воспро­изведения или репродукции в форме идей прошлых и исчезнувших ощуще­ний. Условиями, способствующими мышлению, являются повторяемость и внимание. Первичных свойств ума оказывается достаточно для выполнения мыслительной деятельности.

    В основе ума лежат законы ассоциации по сходству и смежности. За­кону по смежности подчинены память, привычки, приобретенные качества. Благодаря ассоциации по смежности ум воссоединяет идеи действий с идея­ми ощущений и чувств. Ассоциации по сходству опираются на процесс ото­ждествления. На них основываются следующие мыслительные действия: 

1) классификация, обобщение понятий;

2) индукция, посредством которой получают суждения;

3) дедукция, под которой понимается вывод, исходящий из общего положения, представляющего собой упрощенное и сведенное в одну формулу положение.

    Гештальтпсихология. Новый подход к изучению психики был пред­ставлен в работах М. Вертхаймера, В. Келера, К. Дункера. Центральным по­ложением данной школы, получившей название "гештальтпсихология", было признание первичным и главным содержанием всякого психического про­цесса некоторых целостных образований - конфигураций, форм, или "гештальтов", а не отдельных элементов - ощущений. Главным объектом экспе­риментального изучения было восприятие. Анализировались факты, помо­гающие восприятию "гештальтов" (сходство элементов, "стремление" к хо­рошей фигуре). В рамках этого направления был сформулирован один из ос­новных законов восприятия - закон "прегнантности ", т. е. стремление к хо­рошей форме (симметричной, замкнутой и т. п.).

    Гештальтпсихология пыталась реализовать монистический, целостный подход к объяснению психических явлений. Исследования в области интел­лекта человекообразных обезьян привели к появлению критерия, по которо­му интеллектуальное поведение отличается от других форм поведения (на­выка, инстинкта). В качестве этого критерия был выдвинут принцип струк­турности - возникновения всего решения в целом в соответствии со струк­турой поля. Основное внимание уделялось продуктивной природе подлинно­го мышления.

    Продуктивную сущность мышления представители гештальтпсихоло­гии видели в возникновении в мышлении нового качества, не сводимого к качествам отдельных его элементов. Оно обозначается как новый гештальт или новая структура. Характерным для мышления является момент усмотре­ния этого нового качества (структуры). Это усмотрение происходит внезапно и обозначается термином "Insight". Однако важен не сам по себе факт вне­запности решения, а объяснение того, почему решение наступает внезапно. Внезапность решения основывается на усмотрении структуры в проблемной ситуации. Не субъект в процессе познания обнаруживает сущность, а она сама себя обнаруживает.

    Был сделан вывод о том, что феноменальный объект, или единое фе­номенальное психическое поле, представляют собой в слитом виде и субъект, и объект. Механизм решения задачи объяснялся следующим образом. В оп­тическом поле организма существенные элементы ситуации образуют единое целое (гештальт). Элементы ситуации входят в этот гештальт и приобретают новое значение, которое зависит от того места, которое они занимают в гештальте. Решение задачи заключается в том, что части проблемной ситуации начинают восприниматься в новых отношениях. Это приводит к переструк­турированию проблемной ситуации, открытию новых свойств объекта.

    Поведенческое направление. Слабым местом всех школ, относящихся к когнитивному направлению, было недостаточное внимание к реальному поведению человека в процессе деятельности и коммуникации с другими людьми. Этот недостаток восполняли психологические концепции, которые можно отнести к поведенческому направлению. В учебной литературе эти концепции определяют как "теории социального научения".

    Одной из таких теорий является бихевиоризм. Психология, с точки зрения представителей бихевиоризма, должна изучать поведение человека, под которым следует понимать совокупность внешне наблюдаемых и объективно регистрируемых реакций на определенные воздействия (стимулы) из внешней среды.

    При таком подходе сознание исключается из сферы эмпирического ис­следования, более того, для бихевиористского направления оно не существу­ет. Все сложные реакции образуются из простейших врожденных реакций с помощью механизма обусловливания, т. е. сочетанием условного и сочета­тельного рефлексов. При сочетании безусловного раздражителя с условным реакция начинает вызываться уже и условным раздражителем, или стиму­лом. Внешние раздражители в виде простых или сложных ситуаций - это стимулы. Ответные движения - это реакция. Тогда поведение человека сле­дует рассматривать как всякую реакцию в ответ на внешний стимул, посред­ством которой происходит приспособление индивида к внешней среде.

    Основатель бихевиоризма Дж. Уотсон утверждал, что все многообра­зие поведения человека можно описать с помощью формулы "стимул - ре­акция " (SR). При анализе поведения человека различают два его типа: респондентное и оперантное (Б. Скиненер). Респондентное поведение предпо­лагает характерную реакцию, вызываемую известным стимулом, который всегда предшествует первой во времени. Однако полностью объяснить пове­дение на основе классической теории обусловливания невозможно. Надо изучать поведение, не связанное непосредственно с какими-либо известными стимулами, так как индивид активно воздействует на окружение с целью его изменения. Оперантное поведение - это тип поведения, которое определяется событиями, следующими за реакцией. Такой тип поведения детерминируется воздействием стимульных событий, наступление которых предполагается в будущем. Именно последствия данной оперантной реакции являются кон­тролерами поведения. Такие реакции носят характер произвольно приобре­тенных. Для них невозможно выделить какой-то стимул, который можно распознать. При благоприятных для организма последствиях вероятность по­вторения операнта возрастает, и наоборот. В целом, поведение человека оп­ределяется аверсивными (неприятными, болевыми) стимулами, следова­тельно, оперантное поведение контролируется негативными последствиями.

    Необходимость анализа опосредующих внешнее поведение факторов, или "вмешивающихся переменных", представлено в концепции Э. Толмена. В качестве опосредующих факторов рассматриваются познавательные про­цессы. Согласно когнитивной теории, в качестве интеграторов целостного поведения выступают центральные процессы (память, ожидание, установка, когнитивная карта). Важнейшим результатом научения является образование некоторой "познавательной структуры" (т. е. некоторое отражение ситуа­ции). При наличии всего необходимого прошлого опыта нет гарантии, что обучающийся субъект использует его для достижения цели. Решаемость за­дачи определяется ее структурой (организацией), от которой зависит актуа­лизация прошлого опыта организма, понимание включенных в задачу суще­ствующих отношений.

    Представители "субъективного" направления в бихевиоризме утвер­ждают, что в строении каждого вида деятельности присутствуют специаль­ный процесс сличения воздействия извне с состоянием самой системы и спе­циальный процесс оценки результатов осуществляемых системой действий (Д. Миллер). Структурная организация поведения описывается в следующей последовательности. Любое воздействие на систему приводит к сравнению последнего с некоторым прошлым состоянием. Процесс сравнения вызывает либо специальные реакции организма (при условии соответствия воздейст­вия прошлому опыту), либо поисковые, ориентировочные реакции (если со­ответствия нет). Результаты подвергаются оценке. После достижения удовле­творительного результата осуществляется окончательное действие. Таким образом, в структуру поведения включаются понятия "образ" (знания, про­шлый опыт, опосредствующий поведение) и "план" (указание на то, как дос­тигнуть того или иного результата). То или иное действие будет продол­жаться до момента устранения несоответствия между состоянием организма и состоянием, которое опробуется. Данная теория получила название "TOTE" (test - operate - test - exit, т. е. проба - операция - проба - выход).

    В целом бихевиоризм, уделяя основное внимание поведению субъекта, не включает в предмет своего анализа сознание человека, его личностные ценности, моральные качества и т. д., тем самым упрощая природу челове­ка.

    Гуманистическая психология. Под этим условным названием принято объединять взгляды многих современных представителей психологической науки, не составляющие отдельных школ. Основной принцип гуманистиче­ской психологии - оптимистический взгляд на природу человека, утвержде­ние личностного характера человеческой жизни, внимание к личности, ее способности реализовать себя. Представители гуманистического подхода в психологии выступили против бихевиоризма и психоанализа как негуманных и редукционистских направлений в психологии. С их точки зрения, предметом психологии должна стать уникальная и неповторимая личность, которая постоянно осознает свое предназначение в жизни, регулирует границы своей субъективной свободы. На первый план выдвигаются проблемы самоактуа­лизации, поиска смысла жизни, свободы выбора и т. д. Акцент делается на изучении отдельного человека.

    Характерными признаками гуманистического направления являются: 1) антиэкспериментальность, т. е. отрицание любых экспериментов с челове­ком (бихевиористских, когнитивных и т. д.); 2) основное внимание уделяется личности человека, его возможностям; 3) развитие в его рамках определенно­го направления в психотерапии, которое не связано с идеями модификации поведения.

    Один из приверженцев гуманистического направления, К. Роджерс, выдвигает концепцию, согласно которой для человека единственно подлин­ной реальностью является его личный мир переживаний. Центральное место в этом субъективном мире принадлежит Я-концепции. В Я-концепции отра­жено представление человека о самом себе, о том, каким видит себя человек в связи с различными ролевыми функциями, которые он исполняет в повсе­дневной жизни. Диапазон этих образов достаточно широк: от Я как родителя или ребенка до Я как руководителя или подчиненного, и т. д. В Я-концепцию входит также представление о том, кем субъект хотел бы быть (Я-идеальное). Я-идеальное отражает те качества, которые человек хочет иметь, т. е. наибо­лее ценные с его точки зрения, то, к чему он стремится. В процессе жизни Я-концепция усложняется и дифференцируется.

    Несоответствие Я-концепции и действительных переживаний воспри­нимается как угроза, что, в свою очередь, может привести к искажению или отрицанию восприятия действительности с целью защиты целостности "Я". Люди стремятся к переживаниям, которые воспринимаются как Я-интен­сифицирующие, и избегают переживаний, которые воспринимаются как Я-отрицающие. Чрезмерное расхождение между Я-концепцией и реально­стью может вызвать различного рода психопатологии.

    Для характеристики людей, которые полностью реализуют свои спо­собности, движутся в направлении познания себя, вводится понятие "полно­ценно функционирующий" человек. Ему будут свойственны следующие каче­ства: 1) открытость переживанию; 2) экзистенциальный образ жизни; 3) организмическое доверие (т. е. способность принимать за основу для выбора своего поведения собственные внутренние ощущения, чувства); 4) эмпирическая свобода (т. е. свобода выбора и ответственность за последствия); 5) креативность (способность выдвигать уникальные идеи, способы реше­ния проблем).

    А. Маслоу рассматривает самоусовершенствование как основную за­дачу в жизни человека. Он считает, что люди мотивированны на поиск лич­ных целей. Человеческая мотивация раскрывается через иерархию потребно­стей, которые считаются врожденными и инстинктивными и характерны для всех людей. Для того чтобы доминирующим мотивом в жизни стали высшие потребности, необходимо разумное удовлетворение низших. Удовлетворя­ются потребности в следующем порядке:

1) физиологические потребности;

2)  потребности безопасности и защиты, 

3) потребности принадлежности и любви; 

4) потребности самоуважения, 

5) потребности самоактуализации, или потребности личного совершенствования.

    А. Маслоу описывает также основные категории мотивов человека. Дефицитные мотивы (Д-мотивы) возникают из биологических потребностей и потребностей безопасности. Им соответствуют следующие критерии:

1) их отсутствие вызывает болезнь;

2) их присутствие предотвращает болезнь;

3)  их восстановление излечивает болезнь;

4) при определенных сложных свободно выбираемых условиях человек предпочитает удовлетворять их;
5) они неактивны или функционально отсутствуют у здорового человека.

    Д-мотивы значительно детерминируют поведение человека. Без их удовлетворения нельзя осуществить самоактуализацию. Они связаны с изменением существующих условий в сторону их улучшения.

    Мотивы роста (метапотребности, бытийные, или Б-мотивы) связа­ны с врожденной потребностью человека реализовать свой потенциал и имеют отдаленные цели. К ним относятся: доброта, богатство, совершенство, простота, игра и т. д. У метапотребностей нет четкой иерархии, и они могут меняться местами в плане доминирования в зависимости от обстоятельств жизни. Неудовлетворение метапотребностей способствует возникновению метапатологий (цинизм, ненависть, депрессия, отчаяние и т. д.).

    По А. Маслоу, средний человек удовлетворяет свои потребности при­близительно в следующем соотношении: физиологические - на 85%; безо­пасность и защита - на 70%; любовь и принадлежность - на 50%; самоува­жение - на 40%; самоактуализация - на 10%. Процесс самоактуализации связан с риском, готовностью ошибаться, отказом от старых привычек. Самоактуализирующимся людям свойственны следующие характеристики: 

1) более эффективное восприятие реальности;

2) приятие себя, других и при­роды;

3) непосредственность, простота и естественность;

4) центрирован­ность на проблеме;

5) независимость: потребность в уединении;

6) автоно­мия: независимость от культуры и окружения;

7) свежесть восприятия; 

8) вершинные, или мистические, переживания;

9) общественный интерес;

10) глубокие межличностные отношения;

11) демократический характер; 

12) разграничение целей и средств.

    Все описанные направления и школы имеют одну общую черту: они исходят из приоритета сознания во всех психических и поведенческих актах. По мере развития психологии как науки это утверждение становилось все менее очевидным,

    Глубинная психология. Так принято называть совокупность психоло­гических концепций, изучающих бессознательные процессы и считающих именно бессознательные психические явления движущими силами нашего поведения.

    Психоанализ возник на рубеже XIX и XX вв., его основатель - авст­рийский психиатр и психолог 3. Фрейд - видел задачу психологии в позна­нии глубинных функциональных механизмов психики. В психоаналитиче­ской концепции признается, что психическое существует как сознательное, предсознательное и бессознательное. Психическое организовано в личност­ную структуру "Id (оно) - Ego (Я) - Super-Ego (сверх-Я)". "Оно" включает психические формы, которые никогда не были сознательными, а также фор­мы, вытесненные из сознания. Это резервуар психической энергии. Содержа­ние "оно" влияет на психическую деятельность. "Я" - это психика, связанная с внешним миром. "Я" развивается из "оно" по мере становления личности. "Я" управляет "оно", определяя приемлемость удовлетворения потребностей. "Сверх-Я" развивается из "Я", осуществляет цензуру поведения и мыслей, хранит социальные нормы через функциональные механизмы совести, само­наблюдения и формирования идеалов. Названные функциональные механиз­мы личностной структуры стремятся обеспечить динамическое равновесие и перераспределение психической энергии (энергии либидо и агрессивной энергии) на цели духовной и интеллектуальной жизни. Сон и сновидения яв­ляются факторами, способствующими энергетическому равновесию. Факто­ры нарушения энергетического равновесия - тревожность и фиксация (ус­тойчивое избрание для удовлетворения потребности способа, не соответст­вующего стадии психосексуального развития). Психоаналитическая концепция развивалась такими известными психологами, как К. Юнг, А. Адлер, Э. Хорни и др., в настоящее время является одной из основных в психологии личности, а психоанализ остается одним из основных методов психотерапии.

Другие статьи